Всероссийское
общество глухих
Проект

Стартовал проект «Региональная школа «Без барьеров» ориентирован на социокультурную реабилитацию и представляет собой комплекс мероприятий направленных на реализацию основных целей и задач. 

Проект объединяет свыше 3 тысяч инвалидов по слуху, и около 30 инвалиды с одновременным нарушением слуха и зрения, проживающие на территории Кемеровской области. 

«Региональной школы «Без барьеров» предполагает комплексный подход в работе с глухим населением на повышение качества жизни и информированности, включая направления работы данной школы в области:

1. Компьютерной грамотности;

2. Финансовой грамотности;

3.Основы правовой грамотности;

4.Развитие мотивации, достижение новых целей:

5. Организация доступной среды;

6. Фестиваль Здоровья «Здоровый образа жизни»;

7. Краеведения через квесты «Картографическое ориентирование».

8. Проведение оценки квалификации переводчиков русского жестового языка (сурдопереводчиков). Прохождение оценки квалификации и внесение участников как переводчиков РЖЯ в Федеральный реестр https://nok-nark.ru/, позволит любому проверить свидетельство переводчика в подтверждение квалификации.

Ранее существовавшая аттестация теперь не актуальна и может проводится только внутри организации для внутренних целей.

Для нас главной целью, которой является, обеспечение качественного перевода с русского жестового языка на русский язык и с русского языка на русский жестовый язык в сфере устного использования государственного языка Российской Федерации в соответствии с новыми требованиями, профессионального стандарта, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.01.2022 № 13н

Программы включают семинарские занятия, квесты, спортивные занятия, экскурсии, танцевальные соревнования, и т.д.

ЦЕЛЬ: Создание в Кузбассе «Региональной школы «Без барьеров», удовлетворяющей социокультурные и духовные запросы инвалидов по слуху и их семей, на расширение информационного и культурного кругозора, сферы общения.

ЗАДАЧИ:

  1. Оснастить школу необходимым оборудованием для качественной и полноценной ее работы.
  2. Подобрать специалистов – лекторов и заключить договоры.
  3. Обучить лекторов из числа инвалидов по слуху, владеющих цифровыми технологиями для ведения семинарских занятий компьютерной грамотности и организации доступной среды.
  4. Увеличение количества инвалидов, имеющих навыки обращения в Электронное правительство, портал государственных и муниципальных услуг и т д.
  5. Формировать у инвалидов по слуху навыки самостоятельной активности к информационной доступности.
  6. Организовывать выездные семинарские занятия в территории по  месту проживания инвалидов по слуху (сельские местности) Анжеро – Судженск (Тайга, ЯЯ, Ижморка) Мариинск (Тяжин, Тисуль), Юрга (Яшкино), Кемерово (Топки, Березовский), Новокузнецк (Калтан, Осинники), Белово, Гурьевск, Ленинск -Кузнецкий, Киселевск, Прокопьевск, Междуреченск.
  7.  Повышать уровень знаний и информированности инвалидов по слуху и их семей в разных областях:
  8. Открыть инвалидам по слуху основные возможности компьютера, планшета и смартфонов, научить ими пользоваться в повседневной жизни;
  9. Сформировать у инвалидов по слуху и их семей финансовое мышление. Это психологическое отношение к себе, деньгам и своим способностям;
  10. Провести обучающую программу по повышению юридической грамотности для инвалидов по слуху и их семей «Основы правовой грамотности»;
  11. Формировать патриотизм и интерес к истории родного края. Краеведение через квесты и «Картографическое ориентирование»;
  12. ;
  13. Научить правильно ставить важные для жизни цели и достигать их максимально быстро Развитее мотивации, достижение новых целей;
  14. Приобщить к духовной культуре, к традициям, к истории нашей страны через жестовое искусство, массовую и социально- культурную деятельность в мире неслышащих людей.
  15. Приобщить к здоровому образу жизни, реабилитацию, повышение качества жизни и подготовку к соревновательной деятельности инвалидов (ОВЗ), ветеранов спорта и спортсменов через семинарское занятие «Здоровый образа жизни» (мастер класс «Правильное питание);
  16. Формирование позитивного общественного мнения по отношению к инвалидам по слуху.
  17. Организовать проведение оценки квалификации переводчиков русского жестового языка на территории Кемеровской области — Кузбасса.

Сроки реализации проекта: с 01.07.2023г по 31.03.2024г.

Проект состоит из отдельных мероприятий, каждое из которых имеет собственную цель:

  1. Обучение в Государственном образовательном учреждении «Кузбасский центр образования» компьютерной грамотности — повышение квалификации лекторов, в том числе из числа инвалидов по слуху в совершенстве владеющих цифровыми технологиями в количестве 5 человек для дальнейшей работы в проекте.
  2. Обучение в Кемеровской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» — повышение квалификации лекторов – специалистов, в том числе из числа инвалидов по слуху для проведения лекций и проведения консультаций населению на тему «Организация доступной среды» 3 человека.
  3. «Региональная школа «Без барьеров» планирует провести в городах Кузбасса выездные семинарские занятия, удовлетворяющие социокультурные и духовные запросы инвалидов по слуху и их семей, на расширение информационного и культурного кругозора, сферы общения.

Выезд школы планируется в территории к месту проживания инвалидов по слуху (сельские местности) Анжеро – Судженск (Тайга, ЯЯ, Ижморка) Мариинск (Тяжин, Тисуль), Юрга (Яшкино), Кемерово (Топки, Березовский), Новокузнецк (Калтан, Осинники), Белово, Гурьевск, Ленинск -Кузнецкий, Киселевск, Прокопьевск, Междуреченск. Планируемые количественные показатели: 500-700 инвалидов по слуху пройдут обучения на семинарских занятиях, фестивалях, треннингах.

Компьютерная грамотность — это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические способы и методы для свободной ориентации в информационном потоке.

Сегодня компьютер появился практически в каждом доме, когда появилась возможность получать информацию, общаться, оформлять все государственные и муниципальные услуги, не выходя из дома, мы сталкиваемся с проблемой отсутствия умений, навыков работы на компьютере среди инвалидов. Для исправления положения командой проекта разработана программа обучения компьютерной грамоте, подобраны лектора в том числе из числа инвалидов по слуху в совершенстве владеющие цифровыми технологиями, для повышения квалификации своих профессиональных умений.

Данные лекторы посредством русского жестового языка на прямую с инвалидами по слуху, минуя переводчиков, будут обеспечивать качественное и понятное обучение.   Это необходимо для избегания трудностей восприятия информации в процессе обучения при коммуникации между глухими людьми и людьми слышащими.

Цель программы — обучение инвалидов по слуху всех возрастов компьютерной грамотности для преодоления проблемы включения их в информационную среду. Формирование практических навыков работы на современном персональном компьютере, а также развитие интереса пользователей старшего возраста и инвалидов к Интернет-ресурсам как к важному источнику получения информации и средству коммуникации.

Программа включает в себя основной курс (для начинающих пользователей):

№ п/пНаименование тем занятий 
1Знакомство с компьютером. Операционная система Windows
2Настройки экрана, оформление и персонализация Windows
3Стандартные программы Windows.
4Принцип работы и устройство usb – флешки
5Основы работы в Microsoft Word
6Печать документов
7Возможности программы PowerPoint
8Глобальная сеть интернет
9Электронная почта
10Видеообщение в сети Интернет.
11Сбербанк —  онлайн
12Портал государственных услуг GOSUSLUGI.RU
13Социальные сети, Одноклассники,  ВКонтакте, Телеграмм и тд…

Несмотря на то, что занятия групповые, к каждому слушателю нужен свой подход.

Программа рассчитана на всех желающих, которые начинают обучение с нуля.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.

Финансовая грамотность в современном мире ценится очень высоко. Прежде всего, это инструмент повышения собственного благосостояния и уровня жизни. Чем больше вы знаете, тем большее количество методов вы можете использовать. Если вы хотите улучшить свою жизнь, зарабатывать больше, прикладывая к этому меньше физических усилий, то стоит начать с базы — с повышения финансовой грамотности.

Цель: раскрыть способность человека управлять своими финансами и умения снижать риски ненужных трат и обмана.

Задачи:

1.           Дать людям знания в экономике. Чем выше финансовая культура человека, тем лучше он разбирается в современном мироустройстве: знает, по какому принципу работают банковские и финансовые структуры, почему нужно платить налоги государству и т.д.

2.           Сформировать у населения финансовое мышление. Это психологическое отношение к себе, деньгам и своим способностям. Человек, который реально оценивает себя и свои доходы, успешен и умеет не только строить планы в жизни, но и следовать им.

3.           Как повысить благосостояние. Высокий уровень жизни людей поднимает экономические показатели страны. Чем больше мы знаем о финансах и правилах обращения с ними, тем больше мы способны зарабатывать.

4.           Научить вести свой бюджет. Умение грамотно спланировать траты, учитывая размер заработной платы, налогов, оплаты коммунальных услуг и кредитных платежей, поможет максимально сохранить свои сбережения.

5.           Сформировать «подушку» безопасности. Финансовые накопления или пассивный доход помогут противостоять чрезвычайным ситуациям и справиться с внезапными сложностями.

6.           Снизить риски ненужных трат и обмана. «Выгодный процент по кредиту» из уст банковского менеджера звучит всегда привлекательно, но способность адекватно рассчитать свои силы и не попасться в кредитную кабалу доступна, в первую очередь, знающим экономику.

7.           Инвестировать в будущий успех. Просчитать, во что выгодно вложить деньги, а на что тратить нельзя, тоже дано не каждому. И хотя кажется, что все просто (нельзя брать новые долги, не рассчитавшись со старыми, нельзя тратить кредит на развлечения или ненужные вещи, лучше вложится в свое развитие и обучение), но далеко не все с легкостью следуют этим простым правилам.

Правовая грамотность – это знание своих прав, обязанностей и способов их защиты, а также знание основных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между людьми.

Знания правовой грамотности необходимы в области соблюдения и защиты законных прав и свобод: глухие люди часто попадают в затруднительные ситуации при взаимодействии с правоохранительными органами (на допросах), в судах, у нотариуса.

Цель: Формирование знаний нормативно-правовых актов регулирующих правое положение граждан с инвалидностью в учреждениях и органах государственной власти.

Лектором приглашен преподаватель – юрист, главный эксперт юридического отдела из ГПОУ «Сибирский политехнический техникум».

Личности для успешного проживания в России необходимо умение направлять и определять свое развитие и развитие своей жизни.

     К.А. Абульханова-Славская вот что говорит по этому поводу: «К сожалению (или к счастью), приметами нашего времени становятся скорости, стрессы, которые оставляют человеку мало жизненного пространства для размышлений, созерцания, наблюдения. Поэтому правильная организация времени жизни превращается в одну из ведущих способностей личности к построению стратегии ее жизни»

Цель: дать понять будущему поколению, что самые главные люди в своей жизни это они сами, вдохнуть веру в себя, научиться доверять миру.

Мини- тренинг «Целеполагание. Построение шагов к успеху»

Лектором приглашен член молодёжного парламента Кузбасса, выпускница Президентской программы подготовки управленческих кадров РФ.

2.5.  Семинарские занятия для инвалидов и их семей «Организация доступной среды».

     Курс лекций предполагает раскрытие проблем, с которой приходится сталкиваться людям с инвалидностью при реализации своих прав на здравоохранение, социальную защиту, образование, труд, досуг, является проблема обеспечения беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной, социальной и информационной инфраструктур. Невозможность самостоятельно перемещаться в современном городском пространстве, неготовность к посещению инвалидами социально значимых учреждений (школ, больниц, учреждений культуры) существенно затрудняет жизнь людей с инвалидностью.

Цель: выбрать верный курсв социализации и адаптации людей с инвалидностью и дать знания по организации доступной среды.

Специалисты «Региональной школы «Без барьеров» будут вести лекции и консультации по доступной среде, включая вопросы образования (куда можно поступить на учебу инвалидам по слуху), трудоустройству и др.

2.6.  Фестиваль Здоровья «Здоровый образа жизни»

Проведение фестиваля Здоровья с программой «Здоровый образ жизни», направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом, место проведения: детский оздоровительный лагерь «Алые паруса», г. Салаир, Кемеровская область, Квартал 57 А, количество участников 50 человек.

Здоровье — фундамент успеха.

Физическое и психическое здоровье – важный фактор, помогающий добиться успеха в жизни. Следите, чтобы ваш организм был здоров, а разум – чист от лишних переживаний, и ваши дела будут идти гораздо лучше. В погоне за достижениями в бизнесе и работе не забывайте уделять время сохранению и улучшению здоровья.

В первую очередь темы, которые будут раскрываться на занятиях фестиваля

1.           Правильное питание. Принимать пищу следует 3 раза в день, употребляя полезные и здоровые продукты.

2.           Спорт. Физическая активность должна присутствовать ежедневно. Это может быть пробежка или часовая прогулка по вечернему городу.

3.           Отказ от вредных привычек. Курение и алкоголь занимают первые две позиции в списке факторов, ухудшающих здоровье и сокращающих жизнь людей во всём мире.

Цель – пропаганда и приобщение инвалидов к здоровому образу жизни и занятиям спорта. Проведение части фестиваля на открытом воздухе станет для нас традицией.

В программе:

— занятия йогой на свежем воздухе под открытым небом, 

— спортивные состязания,

— танцевальный баттл под ночным открытым небом.

2.7. Краеведение через квест «Картографическое ориентирование» направлен на то, чтобы помочь жителям и гостям замечательного города Новокузнецка лучше узнать его историю, культуру и достопримечательности.

Для этого все задания и квесты будут доступны как в текстовом, так и в видео-формате русском жестовом языке. Наши участники будут проходить локации, ознакомятся с памятниками и достопримечательностями Новокузнецка.

Квест будет состоять из серии заданий и вопросов, которые участники должны будут решить, используя свои наблюдательные и аналитические способности. Каждая подсказка и задание будет связана с историей и достопримечательностями города.

Целевая аудитория: слабослышащие и глухие от 14 до 35 лет местные жители и гости из городов Кузбасса. Охват – 100 чел.

Цель квеста: — Познакомить глухих участников с историей Новокузнецка и его основными достопримечательностями;

— Развивать интерес к истории, культуре и туризму;

Задачи:

1. Разработать карту маршрута квеста по городу Новокузнецку.

2. Придумать задания и загадки видеоролики на РЖЯ и на тексте.

3. Разместить информацию о проекте в социальных сетях и разослать Председателям МО ВОГ.

Примерный квест по городу Новокузнецку: загадки и задания будут размещены на специальных определенных местах спрятанный в конверте (куар код, рядом будет стоять волонтер следить за выполнением заданием) Участники квеста будут проходить маршрут поочередно решая задачи. Для прохождения квеста необходимо иметь смартфон с доступом к Интернету.

Особенностью квеста является то, что мы планируем его проводить для слабослышащих и глухих граждан, предоставляя им возможность узнать больше о городе Новокузнецке. Для этого все задания и квесты будут доступны как в текстовом, так и в видео-формате русском жестовом языке.

2.8. Проведение оценки квалификации переводчиков русского жестового языка (сурдопереводчиков). Прохождение оценки квалификации и внесение участников как переводчиков РЖЯ в Федеральный реестр https://nok-nark.ru/. Данный реестр позволит любому проверить свидетельство переводчика в подтверждение квалификации.

 Цель оценки квалификации по профстандарту (https://vk.com/wall-188077263_193) — проверить квалификацию переводчика и выдать соответствующий документ, действующий на всей территории РФ. Оценку провести через Автономную некоммерческую организацию «Национальный центр оценки квалификации и сертификации» действует на основании Федерального закона от 03.07.2016 «238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена», иных нормативно-правовых актов в сфере трудового законодательства Российской Федерации и документов Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК).

Исполнителем проекта выступает Кемеровское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих».

Руководитель Кемеровского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» будет управлять ходом проекта и контролировать его реализацию.

К реализации проекта будут привлечены специалисты Кемеровского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» и сторонних организаций имеющие соответствующую профессиональную квалификацию:

Материально-техническая база: Кемеровское региональное отделение ОООИ ВОГ имеет два дома культуры ВОГ в городах Кемерово и Новокузнецк, в каждом местном отделении есть помещения для организации и проведения выездных обучающих семинаров.  Возможности для реализации проекта имеются.

VI. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации проекта.

Социокультурная реабилитация — это комплекс мероприятий, цель которых заключается в помощи инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции, что должно обеспечивать возможность для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.

Проведение мероприятий, направленных на создание условий возможности полноценного участия инвалидов в социокультурных мероприятиях, удовлетворяющих социокультурные и духовные запросы инвалидов, на расширение общего и культурного кругозора, сферы общения.

Разработка и реализация разнопрофильных досуговых программ (информационно-образовательных, развивающих, спортивно-развлекательных и т.п.), способствующих формированию здоровой психики, развитию творческой инициативы и самостоятельности.

 Потребитель – инвалид по слуху в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Государственной программой «Доступная среда» на период до 2030 года имеет право на создание благоприятных условий для беспрепятственного  получение необходимой информации, определяющей жизнедеятельности инвалидов по слуху и их семей и решение серьезных проблем образования, воспитания, трудоустройства, интеграции в общество.

В процессе реализации данного проекта и работы ожидаются следующе результаты:

Команда проекта твердо уверенна в том, что выбрала верное решение создания «Региональной школы «Без барьеров», которая будет оказывать всестороннюю помощь в реабилитации и адаптации, направленной на повышение качества жизни инвалидов по слуху и их семей, повышение их образовательного и информационного уровней для полноценного, активного самостоятельного  и безопасного существования, рассчитанная на 500-700 инвалидов по слуху.